Рисуем музыку! (младшая, средняя, старшая группа детского сада)

Версия для слабовидящих

Приветствую вас, уважаемые родители! Мы продолжаем наши дистанционные занятия по музыкальному развитию с детьми дошкольного возраста в домашних условиях! Вы успели прочитать заголовок моего мастер — класса и понять о чём идёт речь. Да, сегодня я расскажу, как научить вашего ребёнка рисовать МУЗЫКУ!

В любом виде деятельности нужна цель! Какова цель дистанционного занятия «Рисуем музыку»? А она такова — сблизить детей и родителей с помощью музыки! Так же:

  • научиться передавать настроение музыкального произведения через художественные образы.
  • развивать творческие способности, фантазию, образное и ассоциативное мышление;
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к классической музыке;
  • воспитывать внимательность, аккуратность при работе красками.

Дети знают, что нарисовать можно любой предмет, который они видят (могут соотнести цвет, форму) А музыка — это невидимая череда звуков, со своим настроением и характером. Все композиторы, когда пишут свои произведения, очень хорошо представляют образ того, о ком или о чём она. На музыкальных занятиях в детском саду, мы с детками систематически слушаем новые пьесы, потом обязательно даём полную характеристику заданной пьесы:

  • Какие чувства передаёт музыка?
    Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки
    (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);
  • О чём рассказывает музыка?
    (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
  • Как рассказывает музыка?
    Дети знакомятся с языком музыки, это:
    (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Как же нам нарисовать музыку?

При помощи чего мы можем передать настроение в рисунке? (При помощи цвета). Сравните с ребёнком звуки в музыке с красками в живописи: для грустной музыки подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Для выполнения таких работ песни лучше не брать, потому что слова будут «отвлекать» детей  от собственных фантазий, и они изобразят то, о чем сказано словами.

Так что пришло время организовать такой приятный и полезный досуг для своих детей. Ведь детский возраст является наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей ребёнка. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в этот период создаёт фундамент музыкальной культуры ребёнка.

Рисование под музыку принесет вашему малышу не только удовольствие от процесса,но и:

• научит различать особенности музыки: ритм, тембр, мелодику;

• обеспечит выражение эмоций – важный момент для психического здоровья;

• поможет развить воображение;

• посодействует формированию уверенности в себе;

• привьет любовь к искусству;

• сформирует разносторонне развитую личность.

Такое творческое занятие как рисование под музыку не требует особенных затрат и организовать его под силу не только родителям, но и бабушке с дедушкой.Рисовать можно чем угодно: красками, карандашами, мелками.

  • Включите рекомендованную, соответствующую возрасту дошкольника, музыку (см. приложение по возрастам).
  • Дайте инструкцию ребенку: «Закрой глазки. Посиди тихонько и послушай внимательно. Попробуй представить, какого цвета эта мелодия?»
  • После прослушивания спросите: «Что ты представил, слушая музыку?
  • После диалога повторно включаем композицию, и ребенок начинает совершать танец кисточкой или карандашом, перенося цвета, образы, эмоции на бумагу. И не важно, какой рисунок получится в итоге, главное — это удивительный процесс творчества и развития ребенка.

Как это наглядно выглядит?

Рисуйте вместе с ребенком! Отлично, если в этом мероприятии будут участвовать вся семья. Процесс рисования под музыку поможет наладить и укрепить взаимоотношения в семье, а также узнать о переживаниях и впечатлениях ребенка. Организовывайте занятия для всей семьи, и вам будет увлекательно и интересно!

С уважением! Ваш музыкальный руководитель Ирина Таможник

Рекомендуемая музыка для рисования по возрастным группам:

2 младшая (3 — 4 года):

А. Гречанинов «Грустная песенка»
С. Майкапар «Мотылёк»
Л. Бетховен «Весело — грустно»
Д. Кабалевский «Вальс»
С. Прокофьев «Дождик и радуга»
П. И. Чайковский «Игра в лошадки»
П. И. Чайковский «Подснежник»
С. Разоренов «Колыбельная»
А. Караманов «Утро в лесу»
А Гречанинов «Мазурка»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Р.Н.М. «Полянка»

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 — 5 лет)

Э. Григ «Бабочка»
П. Чайковский «Болезнь куклы»
П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»
М. Глинка «Жаворонок»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
А. Гречанинов «Котик выздоровел»
П. Чайковский «Мама»
П. Чайковский «Новая кукла»
Р. Шуман «Смелый наездник»
Р. Шуман «Маленький этюд»
К. Сен — Санс «Слон»
К. Сен — санс «Лебедь»

СТАРШАЯ ГРУППА (5 — 6 лет)

С. Прокофьев «Вечер»
М. Глинка «Детская полька»
П. Чайковский «Зима»
Г. Свиридов «Колыбельная»
Л. Бетховен «Концерт с оркестром № 5»
Р. Шуман «Первая утрата»
Н. Римский — Корсаков «Пляска птиц»
Ф. Шопен «Прелюдия ля — мажор»
П. Чайковский «Утренняя молитва»
Д. Кабалевский «Клоуны»
К. Сен — Санс «Аквариум»
В. Моцарт «Фантазия»