Роль музыки в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников

Версия для слабовидящих

Добрый день, уважаемы родители самых замечательных детей! Сегодня я начинаю выкладывать материалы к раскрытию очень важной и неимоверно значимой темы для каждого ребёнка, а так же и для вас, папы и мамы — Патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посредством музыки. Не спешите закрывать статью, не найдя с первых строк привычных музыкально — игровых рекомендаций, их в этом блоке и не будет, потому что тема серьёзная и важная. Уделите немного времени для ее прочтения и, поверьте, это принесёт огромную пользу в гармоничном развитии ваших деток! Почему вы? Потому, что родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.     

Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу!

Все мы прекрасно знаем цель нравственно — патриотического воспитания, потому что неоднократно принимали участие в мероприятиях, где нам прививали любовь к Родине, воспитывали чувство гордости за наших прадедов, рассказывали о ярких исторических событиях в нашей стране, когда только единство народа помогало побеждать врага, восстанавливать разрушенные города, помогать тем, кто попал в беду. Да, не так давно, в нашей стране был период, когда патриотическому воспитанию не уделялось должного внимания и мы все стали свидетелями не очень хороших перемен в нашем обществе. Больше допустить такого нельзя!

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника!

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей!

Да, воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Нравственно — патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина!

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир!

Поэтому мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому; – развитие интереса к традициям и культуре;

– знакомство детей с гимном государства;

– чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник “8 марта”, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми. Чувство любви к родной природе-еще одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекта, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сфер.

Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим тралициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Смотр песни и строя». Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится музыкальный конкурс патриотических песен, приуроченный ко дню Победы. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной дало ощутимые результаты:

– у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

– музыка вошла в быт детей и заняла значительное место в их жизни.

Патриотического воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!